Внимание! Изменения в правилах дорожного движения.
Рекомендации
для учащихся нововведений в Правила дорожного движения, вступающих
в силу 27 октября 2022 года
27 октября 2022 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», в соответствии с которым вносятся изменения в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Указ принят в целях повышения культуры участников дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и стимулирования использования электротранспорта.
Измененные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании организации дорожного движения» в 2022 году Правила дорожного движения требуют тщательного разъяснения их учащимся на занятиях по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а также при проведении внеучебных мероприятий.
Изменения в Правилах дорожного движения представлены в сравнительных таблицах (https://pdd.by/pdd/history/changes-22/). При работе с информацией в таблицах следует учитывать, что не все содержание Правил дорожного движения касается учащихся как участников дорожного движения в качестве пассажиров, пешеходов и водителей и имеет для них значение на данном этапе обучения. При изучении правил дорожного движения нужно сосредоточить внимание на актуальных для жизнедеятельности учащихся изменениях:
в связи с развитием в Беларуси электрического транспорта вводится обобщенное понятие «средство персональной мобильности» (имеются в виду электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие устройства). Передвигаться на таких устройствах разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. При этом установлен предел допустимой скорости – не выше 25 километров в час, а также установлен запрет на создание преград для движения пешеходов. Вводится возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности – с 14 лет, однако оно не распространяется на использование этих средств в жилых и пешеходных зонах;
уточняется порядок предоставления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составляет не менее двух полос движения (при их наличии);
вводится новый знак – «Зона с ограничением максимальной скорости движения» (ограничение скорости до 30 км/ч). Им устанавливается максимальная скорость до 30 км/ч на определенных территориях, например, в зоне плотной жилой застройки;
закрепляются акции, ежегодно проводимые Государственной автомобильной инспекцией (далее – ГАИ), приуроченные к началу и окончанию учебного года. Два периода в году – с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября – водителей обязуют ездить в светлое время суток с ближним светом фар;
совершенствуется порядок участия велосипедистов в дорожном движении. Вне населенных пунктов в темное время суток они должны будут ездить в одежде со световозвращающими элементами. Исключение составляют прогулки по велосипедной дорожке. Пересекать проезжую часть велосипедисты теперь обязаны по велопереезду или велодорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке – по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедистам разрешено не спешиваться.
В учреждениях общего среднего образования на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности особое внимание необходимо уделить содержанию подраздела «Правила дорожного движения» (раздел «Личная и коллективная безопасность») учебной программы «Основы безопасной жизнедеятельности. II-V классы». В подразделе «Правила дорожного движения» предусмотрено изучение вопросов личной и коллективной безопасности при участии в дорожном движении: правил дорожного движения, правил безопасного поведения участников дорожного движения на дорогах, в транспортных средствах, создание условий для приобретения привычки соблюдать правила в качестве пешехода и пассажира, формирование способности использовать полученные знания в практической деятельности.
В соответствии с линейно-концентрическим принципом построения учебной программы материал подраздела «Правила дорожного движения» представлен в содержании каждого класса. Следуя принципам непрерывности обучения и постепенного увеличения информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области основ безопасности жизнедеятельности с учетом их возраста, от класса к классу материал по Правилам дорожного движения усложняется и расширяется, вводятся новые темы, которые ранее не рассматривались.
Материал обновленных Правил дорожного движения рекомендуется использовать на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности во II-V классах в соответствии с темами учебного материала и требованиями к результатам учебной деятельности, зафиксированными в учебной программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», с учетом возрастных особенностей учащихся. Выполнение этих условий обеспечит формирование устойчивых навыков социально приемлемого поведения и повышение компетентности учащихся в качестве участников дорожного движения согласно измененным Правилам дорожного движения. Распределение нового материала по классам и темам учебной программы представлено в таблицах ниже.
II класс
Тема учебной программы
Материал для использования из ПДД 2022 г.
«Ознакомление с основными понятиями правил дорожного движения»
Глава. «Общие положения»
2.5. Велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности, при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель.
2.42. Островок безопасности – техническое средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее – пешеходный переход), защитные элементы которого обеспечивают конструктивное выделение места для безопасной остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.
2.46. Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.
2.60. Средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).
2.77. Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии.
«Правила безопасного поведения при движении на детских велосипедах, самокатах, роликах, скейтбордах, лыжах, коньках, санках»
Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»
17.2. При передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги необходимо со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен.
«Дорожные знаки: «Пешеходная дорожка», «Конец пешеходной дорожки»; «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»; «Велосипедная дорожка», «Конец велосипедной дорожки»; «Жилая зона», «Конец жилой зоны»; «Остановочный пункт»
Глава 1. «Общие положения»
2.6. Велосипедная дорожка – обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты) и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности. Велосипедная дорожка может обозначаться зеленым цветом.
Приложение 2. «Дорожные знаки»
4.11.1. «Велосипедная и пешеходная дорожки» – разрешается движение только велосипедистов, лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, и пешеходов. При этом дорожки разграничены конструктивно или дорожной разметкой, а движение по ним осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к движению по велосипедной и пешеходной дорожкам соответственно.
4.11.2. «Конец велосипедной и пешеходной дорожек».
«Общие правила перехода проезжей части дороги»
Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»
16. Пешеход имеет право:
16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности).
17. Пешеход обязан:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности либо по обочине.
При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения.
«Дорожная разметка на пешеходном переходе»
Приложение 3. «Дорожная разметка»
1.14.1. Обозначение регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода – «зебра», а также мест пересечения пешеходами велосипедной дорожки.
1.15. Обозначение велосипедного переезда может иметь желтый цвет. Зона велосипедного переезда может